понедельник, 20 сентября 2021 г.

Вторжение русского авангарда в чешский замок

16 июня 2021 г.

Организация «Русская традиция»
———— ❖ ————


Внутри белой супрематической капсулы сияет изумрудная «Еврейская Венера» Михаила Ларионова, шагают кряжистые «Косари» Натальи Гончаровой, вспыхивают цветные пятна Василия Кандинского. Южночешская галерея им. М. Алеша в замке Глубока-над-Влтавой принимает «Ясновидцев грядущего» — 36 картин из собрания Екатеринбургского музея изобразительного искусства.



Выставка «Малевич, Родченко, Кандинский и русский авангард» обещает стать событием года. Зрители увидят полотна Петра Кончаловского, Казимира Малевича, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька и многих других русских художников начала ХХ века. Здесь и три произведения «амазонки авангарда» Ольги Розановой, включая безудержно яркий «Портрет сестры», известный как «Леди в розовом».

О трудностях, которые пришлось преодолеть организаторам выставки (а она добиралась в Чехию целый год1) и своей страсти к русскому авангарду рассказывает директор Южночешской галереи Алеш Сайферт.

— Эта выставка — крупнейшая из всех, которые когда-либо показывали русский авангард в Чехии. Привезти ее было вашей идеей?

— Это было мечтой, которая у меня появилась где-то в 2015 году, когда я впервые получил опыт работы с российской стороной — тогда это была Третьяковская галерея. После этого я начал обдумывать возможность показать в Чешской Республике русский авангард, прежде всего Казимира Малевича — мне очень хотелось привезти сюда эту часть мирового искусства, и именно из России, из государственных, а не из частных собраний. Я поставил себе такую цель, к которой шел несколько лет, пережив немало разочарований. Однако вскоре началось сотрудничество Южночешского края со Свердловской областью, и я выяснил, что музей Екатеринбурга обладает великолепным крупным собранием авангарда. Попав туда впервые, я был поражен высоким качеством этой коллекции и с того момента начал укреплять контакты с директором музея Никитой Корытиным, чтобы получить возможность показать картины в нашей галерее. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить Никиту Корытина — это действительно замечательный директор музея, человек на своем месте!

Посетители нашей выставки смогут увидеть все направления, которые динамично развивались в 1910–1920 гг., радикально меняя русское искусство: кубизм, неопримитивизм, футуризм, кубофутуризм, лучизм, супрематизм, конструктивизм. Существенно, что эта за этим собранием стоит не меценат или коллекционер, а государство. Анатолий Луначарский как глава Наркомпроса в течение четырех лет закупал работы современных авторов, созданные не ранее чем за три-пять лет до этого. Так государство составило огромную коллекцию, основало 36 новых музеев. Тогда же прошло много выставок (например, в 1920 году в Екатеринбурге была организована выставка «Все направления современной живописи»), которые послужили основами музейных собраний. В 1922 году началась борьба с Пролеткультом, завершившаяся в 1934 году сменой курса партии: авангард был отвергнут, вычеркнут из истории, все было переориентировано на социалистический реализм. То есть представленное здесь собрание ценно еще и в культурно-историческом аспекте, поскольку показывает драматическое развитие, проходившее с 1910 по 1920 год, и радикальность взглядов художников.

— Что вы считаете главными точками притяжения этой выставки?

— Перед нами полотно Кандинского, здесь огромный Родченко. И настоящие жемчужины супрематизма — Ольга Розанова, Сергей Сенькин, Казимир Малевич, классический цветной Малевич. Мы здесь найдем черный квадрат, дополненный красным, и весь цветовой комплекс, то есть цветной супрематизм, от которого медленно, но неуклонно мы движемся к «Белому на белом».

— Эта выставка дает повод к размышлению о влиянии русского авангарда на чешское искусство?

— Разумеется, определенное влияние было, в этом нет сомнений. В числе подготовленных сопроводительных лекций одна будет посвящена чешской группе Osma и влиянию русского авангарда на работы ее участников.

— Композиция выставки удивительно контрастирует со старинным замком, внутри которого находится. Вы упоминали, что в ее создании принимали участие сотрудницы Екатеринбургского музея, которые сюда приезжали. Какая идея заложена в этом белом пространстве?

— Это чистая белая конструкция, отталкивающаяся от последней серии работ Малевича «Белое на белом». Мы хотели сделать белую инсталляцию, которая сама рождает белый звук, подводящий вас к полотнам супрематизма. Мы сами рассказываем историю, и, думаю, каждый рассказывает ее по-своему: иначе это сделали в Будапеште (только что там побывала большая выставка русского авангарда), иначе в самом Екатеринбурге. Мы создали самостоятельный объект, который поместили внутрь манежа замка Глубока.

— Составной частью вашей супрематической капсулы стал отдельный видеоотсек. Что это такое?

— Картины дают большую ментальную нагрузку, и мы хотели предоставить зрителю возможность немного отдохнуть, поэтому показываем здесь видео — фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Хотя это уже конец двадцатых, однако он конструктивистский, то есть тоже относится к авангардизму, и одновременно это документальный фильм, который показывает 1920-е гг. в Советском Союзе. Это фильм без звука, то есть зрителя ничто не тревожит, здесь царит тишина и идет черно-белый фильм, который дает передышку от наблюдения за процессом работы художников с цветом и переносит в более реальный мир.

— Многие произведения авангарда — своего рода ребусы, загадки. Какое полотно вам кажется самым необычным?

— Это сложный портрет работы Роберта Рафаиловича Фалька «Девушка в кресле». Здесь присутствуют кубистические пикассовские штрихи. Меня восхищает, что если смотреть на это полотно долго, то начинаешь понимать: это не только портрет девочки, а двойной портрет — кресло за ее спиной столь же значительно, как и она сама.

— Малевич был вашей первой любовью и знаменем, под которым вы привели в свои стены других русских авангардистов?

— Да, Малевич был моей первой любовью. Получить выставку было непросто — нужно было оформить множество документов. К этому прибавился ковид, который разрушил наши планы, когда все было готово, — мы уже подготовили архитектуру экспозиции именно для тех 36 работ, которые отобрали. И в этот момент из-за эпидемии Министерство культуры России перестало выдавать разрешения на вывоз произведений за рубеж. Только в начале 2021 года я узнал, что эта выдача возобновилась.

— Сразу же после того, как картины прибыли в Чехию, разразился чешско-российский дипломатический скандал. Это как-то сказалось на вашей работе?

— Искусство вне времени, пережило не одну революцию, оно вне политики. Выставка — результат моего сотрудничества с директором екатеринбургского музея Николаем Корытиным, а политика — та вещь, которая нас совершенно не интересует.

— Одна из задач искусства — диалог. Между людьми, народами, странами. Вы готовитесь что-то показать в ответ Уралу?

— С Екатеринбургом мы договорились представить очень специфическую часть чешского сюрреализма 1930-х гг., которую венчают два имени — Йиндржих Штырский и Тойен. Хотя сегодняшняя ситуация сделать этого не позволяет, мы уверены, что в конце 2023 — начале 2024 года мы сможем осуществить свое намерение. Думаю, это будет очень интересно российской публике, потому что сюрреализм непосредственно связан с авангардистскими направлениями, но его развитие пошло по другому пути, и это прекрасный повод показать это направление именно в России.


Выставка «Малевич — Родченко — Кандинский и русский авангард» в Южночешской галерее (Hluboká nad Vltavou 144) замке Глубока-над-Влтавой продлится до 1 августа 2021 года.

1 См. Русское слово, № 6/2020


Источник: http://ruslo.cz

Комментариев нет:

Отправить комментарий