вторник, 10 июля 2012 г.

Вспоминая старый город… Матиас Францевич Немец

2003
Некрасов Василий Константинович
Краевед. Коренной екатеринбуржец.
Литературно-краеведческий сборник «Уральская старина», выпуск 5. Екатеринбург
———— ❖ ————

Воспоминания


В последние годы в чешской печати появилось много мемуарной литературы. Интересно, что среди авторов встречаются бывшие солдаты и офицеры бело-чешского корпуса, воевавшего на стороне адмирала Колчака на Урале и Сибири. Многих из них уже давно нет в живых.

Знаток истории гражданской войны на Урале, екатеринбуржец Александр Михайлович Кручинин, в поисках исторического материала по теме этой войны обратился к чешским изданиям и нашёл немало источников. В разных краеведческих изданиях он опубликовал некоторые сообщения о деятельности чехов на Урале.

Среди белочехов были естественно не только кадровые военные, но и люди совсем мирных профессий, втянутые в войну и смуты. Я был поражён, когда увидел целую серию цветных открыток с видами Екатеринбурга того времени, изданную в Чехии с акварельных рисунков художника Вылчека, бывшего солдата чешского корпуса. Человек оставил память о тех местах, где он оказался. Поражает то, с какой теплотой и подробностями выполнены рисунки — сразу узнаёшь свой город и особенно те уголки, которые уже утрачены и временем, и стараниями злых людей. Не в укор будет сказано местным живописцам, например, Туржанскому, Денисову-Уральскому, Слюсареву и другим, но они не оставили потомкам изображений уголков нашего уютного в то время Екатеринбурга.

Среди чехов были и учителя. По материалам Александра Михайловича Кручинина попробуем развить тему об одном из них. Звали его Матиас Францевич Немец — он преподавал так называемую «сокольскую гимнастику»[1] в Екатеринбургской мужской гимназии и Алексеевском реальном училище. В мужскую гимназию он прибыл по назначению и просьбе директора и одновременно инспектора учебного округа Яненца Альфреда Карловича — человека передовых взглядов, особенно в системе народного просвещения.

Матиас Францевич приступил к своим обязанностям 16 сентября 1910 года. Он был римско-католического вероисповедования, 1886 года рождения, окончил полный курс Сокольской гимназии[2].

Приняли его в учительской среде приветливо как и полагается в интеллигентном коллективе, и, пожалуй, даже с некоторым интересом, так как с ним было связано нечто новое в учебной программе. Внешне приятный, стройный, выше среднего роста, с поставленным голосом он пользовался как у педагогов, так и учащихся авторитетом. Как по сговору, имя «Матиас» коллектив гимназии переделал в «Матвей». Стал теперь новый педагог Матвеем Францевичем и, главное, настоящим екатеринбуржцем. Предоставили ему по закону о госслужащих казённую квартиру.

Наступил 1914 год, год Великой войны. Матвей Францевич, как офицер запаса, был призван в русскую армию и отправлен на фронт.

Революция 1917-го и последовавшая за ней гражданская война внесли свои жуткие поправки в судьбы миллионов людей. Смута вмешалась и в судьбу бывшего преподавателя Екатеринбургской гимназии. Матиас Францевич Немец попал в чехословацкий корпус и дослужился в нём до командира батальона.

Офицер с боевым опытом, он получил несколько ранений, последнее, довольно тяжёлое, уложило его в госпиталь Челябинска. Но когда Матиас Францевич услышал, что его часть двигается на Екатеринбург, чтобы освободить его от красных, раненый офицер покидает госпиталь и догоняет свой батальон.

Екатеринбург был уже в руках первого эшелона чешских легионеров, подошедших со стороны Перми. Разрозненные отряды красных разбрелись по окрестным лесам восточнее и южнее Екатеринбурга. Матиас Францевич со своим батальоном, развернув его в цепь, осторожно подходил к городу со стороны Уфалея, прочёсывая лес. Он ещё не знал, что город уже находится в руках белых войск. Выйдя на большую поляну впереди цепи, он увидел шевелящихся в кустах красноармейцев. У многих на штыках были привязаны платки — знак сдачи. Вдруг вперёд группы красноармейцев из кустов выи юноша с поднятой винтовкой, и громко обратился к офицеру: «Не стреляйте, Матвей Францевич! Я учился у вас в гимназии Я — такой-то». Матиас Францевич узнал в красноармейце своего ученика, бывшего гимназиста, и тут же предложил всту пить в его отряд. От гимназиста он и узнал, что город в руках белых[3]. Ситуация изменилась. Вот такая произошла встреча екатеринбуржцев.

Остаётся добавить, что Матиас Францевич Немец прожил большую жизнь, навсегда избрав для себя путь военного, прошёл фашистский лагерь Бухенвальд, потом служил в армии социалистической Чехословакии на больших должностях. Умер он в 1975 году в Праге. Там и похоронен. Последний его чин — дивизионный генерал (чин, равный генерал-лейтенанту). Награждён был орденами русскими и европейскими.

Примечания
1 Сокольская гимнастика развилась сначала в Чехии, позднее в других славянских странах. В ней преобладали групповые и строевые движения (пирамиды, хороводы и пр.). Широкое её распространение объяснялось не столько её достоинствами с гигиенической и педагогической точек зрения, сколько воспитательно-патриотическим характером сокольских гимнастических организаций и красотой упражнений.
(Курс сокольской гимнастики. СПБ 1912 г. )
2 «Справочная книга Оренбургского учебного округа» 1911 г. Стр. 184 и 191.
3 Немец М. Ф. «Дорогами к свободе» 1994 г.


Источник:  https://art-oleg.blogspot.com/2012/07/blog-post_19.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий